Экспедирование перевозок грузов
В области грузоперевозок работает множество компаний делящихся на три основные группы:
1. Транспортные компании
2. Транспортно-экспедиторские компании
3. Экспедиторские компании
В чем между ними отличие, и что такое экспедирование грузов?
Экспедирование – это сопровождение груза. Экспедитор – лицо сопровождающее груз, несущее за него ответственность. Как правило, при осуществлении грузоперевозок транспортной (транспортно-экспедиторской или экспедиторской) компанией существует два варианта работы: когда водитель компании является экспедитором и когда экспедитора для перевозки груза предоставляет грузоотправитель или грузополучатель. В первом случае водитель-экспедитор несет полную ответственность за груз, он принимает груз на складе, отвечает за него в пути следования, сдает груз грузополучателю, оформляет все необходимые документы. Во втором случае в обязанности водителя входит только доставить груз в целости и сохранности получателю, а всю оставшуюся работу проделывает экспедитор. Если водитель выступает в роли водителя-экспедитора, компания, предоставляющая соответствующую услугу, как правило, берет за это дополнительную оплату. Тариф на данную услугу - от стоимости одного часа работы автомашины по городу и выше, в зависимости от количества груза, его стоимости, способа приемки – передачи и т.д. и т.п..
Экспедиторская компания, таким образом, сопровождает грузоперевозку, выполняя роль посредника между клиентом и транспортной (транспортно-экспедиторской) компанией, владеющей транспортом и предоставляющей транспортные услуги. Экспедиторская компания не имеет своего парка машин, но имеет договор (заявку) с клиентом, имеющем потребность в грузоперевозках. Деятельность таких компаний сводится к извлечению прибыли путем перезаказа машин по более низким тарифам, чем те, что оплачивает клиент. Например, экспедиторская компания имеет договор с клиентом на предоставление 20-тонных машин по маршруту г. Москва – г. Серпухов по цене 15000 рублей/рейс. Задачей данной компании будет являться поиск и заказ машин в транспортных (транспортно-экспедиторских) компаниях по цене, ниже 15000 рублей за рейс. Соответственно, чем дешевле экспедиторская компания наймет машину для данного рейса, тем более высокая прибыль у нее останется. Таким образом экспедитор (экспедиторская компания) является лишним звеном в цепочке доставки груза, но это не совсем так. Большие объемы грузоперевозок заставляют предприятия работать с экспедиторами, так как те, как правило, имеют возможность предоставить весь необходимый транспорт путем привлечения его от транспортных компаний и частных лиц, причем количество подрядчиков экспедитора, используемых для выполнения одного заказа может варьироваться от одного до нескольких десятков
торрентов. Основная причина этого – малый парк машин подрядчиков экспедиторов, что также является основной причиной существования экспедиторских компаний как таковых. Второй причиной можно выделить специфичность грузоперевозок клиента, ведь не секрет, что одному предприятию в день могут требоваться автомашины различных типов, от машин с открытым кузовом до рефрижераторов, причем различной грузоподъемности. В области автоперевозок по сложившимся договорам сейчас существует практика оплаты перевозки постфактум, т.е. в течении какого-то времени после ее завершения. Оплату транспортных услуг перевозчика, таким образом, производят и компании-грузовладельцы и экспедиторские компании - мало кто в области грузоперевозок в наше время работает по предоплате, ведь часто невозможно заранее определить полную стоимость перевозки (с учетом простоев, транспортных издержек, перепробегов и т.д. и т.п.) тем более, что клиент доверяет транспортной компании свой груз, который подчас стоит немалых денег, да и в качестве перевозки, правильности оформления товарно-сопроводительных документов, соблюдении сроков и прочих требований перевозчиком нельзя быть уверенным заранее. Все бы ничего, да только этим, особенно в кризисные 2009-2010г. стали умело пользоваться мошенники. Под видом экспедиторской компании они, получив оплату произведенных транспортными компаниями перевозок от клиента, скрывались с деньгами. Стоит отметить, что кризис заставил таким или подобным, образом закрыться и многие, до этого вполне благонадежные транспортные и экспедиторские компании. Не имея средств, для выполнения взятых на себя финансовых обязательств, а иногда даже умышленно, клиенты подводили не только экспедиторов, но и конечных исполнителей – транспортные компании, индивидуальных предпринимателей и просто частных лиц, а тем ведь необходимо было оплачивать топливо, ремонт машин, работу сотрудников, и это не могло не сказаться на качестве предоставляемых услуг и уровне доверия между всеми участниками процесса перевозки. Так или иначе, кризис миновал, а осадок, как говорится, остался. Поэтому, в сфере грузоперевозок, как и вообще, между людьми на земле, главное, чтобы между заказчиками, экспедиторами и перевозчиками было взаимопонимание и добрые, человеческие отношения.